Clinical Pharmacia
ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ? Пишите по адресу: CyriX2003@mail.ru
 

Дмитриева Елена Германовна

фармаколог, фитотерапевт, психолог

Закончила Пермский фарм. институт в 1985 году, потом московскую аспирантуру по фармакологии и клинической фармакологии. Опыт работы разноплановый - более 15 лет (преподаватель, консультант), 7 лет - частная практика. Кроме консультаций, могу делать лекции для специалистов и писать статьи на сайте. Имею авторские методики. Могу обсчитывать все параметры любых лекарств и подбирать любую терапию. Подход к здоровью человека - холистический (целостный). Кроме лечебных программ, могу подбирать оздоровительные программы.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 Фармацевтическое консультирование пациентов с использованием средств психологии общения.

Использование препаратов безрецептурного отпуска (ПБО) является важной составляющей системы здравоохранения. Множество людей самостоятельно оценивают имеющиеся симптомы, выбирают ПБО и следят за его лечебным действием. При правильном применении ПБО могут устранять незначительные нарушения состояния здоровья, что позволяет врачам сосредоточиться на серьезных заболеваниях. Однако неправильное использование этих препаратов может создать множество проблем.

ПБО позволяют людям быстро и экономично решить многие проблемы, избегая ненужного посещения врача. Однако использование ПБО, как и других медикаментов, имеет ряд ограничений. Хотя все рекомендации и предупреждения содержатся во вкладышах, прилагаемых к препаратам, одного этого оказывается недостаточно. Пациент часто нуждается в совете относительно выбора и правильного использования ПБО. Ввиду опасности неправильного использования ПБО роль консультативной помощи провизора оказывается решающей.

Использование пациентами фармацевтической службы.

Многие пациенты не ценят или не осознают потребности в профессиональной помощи при выборе ПБО, приходя в аптеку, как в магазин. Однако присутствие провизора/фармацевта принципиально отличает отдел продажи ПБО в аптеке от продажи медикаментов в аптечных киосках и супермаркетах. Именно провизор/фармацевт играет ключевую роль в консультировании пациентов по вопросам выбора ПБО и контролю - за лечением этими препаратами. Важно добиться осознания пациентами необходимости в консультации провизора/фармацевта не только при первичном выборе средства, но и при последующих покупках.

Выбор пациента обусловливают множество факторов. Большое значение имеют качество обслуживания, доступность препарата и цена. Тем не менее, пациенты считают предоставление информации по ПБО очень важной составляющей аптечного сервиса.

Большинство пациентов считают провизора/фармацевта компетентным профессионалом в вопросах лечения различных заболеваний. Однако пациенты отмечают, что хотя провизоры и фармацевты могут ответить на вопросы, связанные с лекарствами, консультации они часто дают неохотно. Чаще это связано с дефицитом времени, реже - с отсутствием знаний по проблеме.

Фармацевтическое обслуживание.

Увеличение социальной роли провизоров связано, прежде всего, с их участием в лекарственной терапии, что в последние годы привело к изменению концепции фармацевтического обслуживания.

Вопросы, ежедневно решаемые провизором.

1.                Нуждается ли пациент в данном препарате?Имеются ли медицинские показания?Соответствуют ли показания области применения данного препарата? (Неизбежные побочные реакции? Необходимая не медикаментозная терапия? Дублирующая терапия?)

2.                Является ли препарат/лекарственная форма наиболее эффективным и безопасным: - в данной медицинской ситуации (с учетом времени, необходимости разового или постоянного приема, орального/местного применения, возможных побочных реакций)?- для пациента (возраст, пол, беременность/лактация, раса)?- с учетом наличия других заболеваний? - с учетом анамнеза (невосприимчивость, аллергия/непереносимость)?

3.                Является ли данная дозировка наиболее эффективной и безопасной?Слишком низкой? Слишком высокой или слишком часто изменяемой? (С учетом массы тела, заболевания).

4.                При неизбежности побочных эффектов необходима ли дополнительная лекарственная терапия для их коррекции?

5.                Может ли хранение/введение лекарства влиять на эффективность и безопасность?

6.                Может ли повлиять на эффективность и безопасность:- взаимодействие лекарство-лекарство? - взаимодействие лекарство-пища? - влияет ли лекарство на лабораторные показатели?

7.                Будет ли пациент правильно применять препарат?Приемлем ли для пациента режим приема?В состоянии ли пациент физически соблюдать способ применения препарата? Интеллектуально не может запомнить; не знает, как и т.п.

8.                Нуждается ли пациент в дополнительном применении лекарства?При неизлечимом заболевании? Синергизме? В целях профилактики?

Нуждается ли пациент в не медикаментозной терапии или информации? Решение проблем лекарственной терапии.

Цель каждого контакта с пациентом - предупреждение, выявление и решение проблем лекарственной терапии. Для этого фармацевт должен владеть эффективным методом сбора первичной информации.

Я представлю в общем виде основные проблемы лекарственной терапии и причины, их обусловливающие.

На практике часто в ответ на просьбу: «Дайте мне, пожалуйста, самые лучшие витамины», пациенту просто предлагается наиболее узнаваемый мультивитаминный препарат. К сожалению, провизор не всегда знает, какой витаминный препарат оптимален для данного пациента. Для студента, не страдающего хроническими заболеваниями и нерегулярно питающегося, поливитамины с микроэлементами и минералами могут быть подходящими. Однако прием тех же витаминов пациентом с хроническим заболеванием почек может привести к фатальному исходу.

Обсуждение безопасности препаратов.

Безопасность - это основная характеристика препарата, по которой фармакологический комитет (ФК) решает, перевести или нет лекарство в разряд ПБО. Все лекарственные препараты оказывают и полезное, и вредное воздействие; некоторое отрицательное воздействие можно допустить в том случае, если положительное воздействие его перевешивает. Однако принятие решения о том, какая степень вредного воздействия является допустимой, требует всестороннего обсуждения.

Безопасность зависит от правильного использования ПБО. Правильное использование в свою очередь зависит от того, насколько правильно больной поставил себе диагноз. Например, в большинстве случаев головная боль не опасна, но иногда может быть ранним симптомом опухоли головного мозга или кровоизлияния в мозг. Точно так же, сильная изжога может быть симптомом надвигающейся сердечной катастрофы. Наконец, человек должен обладать обычным здравым смыслом, чтобы определить, когда симптомы являются легкими, а когда требуют внимания врача.

Подбирая адекватные дозы ПБО, производители и фармацевтические компании пытаются сбалансировать безопасность и эффективность. Людям, приобретающим ПБО, следует тщательно прочитать инструкцию по применению препарата и следовать ей. Поскольку разные лекарственные формы (например, быстро высвобождающиеся и медленно высвобождающиеся) могут иметь одно торговое наименование, при продаже препарата следует внимательно проверять ярлык. При этом недостаточно убедиться, что доза та же.

В последние годы появилось изобилие торговых наименований, поэтому важно проверить компоненты, составляющие препарат, и не надеяться на сходное торговое наименование. Например, существует несколько лекарственных форм колдрекса и маалокса с разным набором компонентов. Выбирая препарат, человек должен знать, какие именно компоненты наиболее подходят для снятия определенного симптома.

Некоторые люди испытывают побочные эффекты ПБО, даже применяя их правильно. Например, тяжелая аллергическая реакция при приеме анальгетиков, таких как аспирин, кетопрофен, напроксен или ибупрофен, может сопровождаться сыпью, зудом, затруднением дыхания, сосудистым коллапсом. Эти препараты могут также раздражать пищеварительный тракт и вызывать язвообразование.

Часто во вкладыше к ПБО не указывается полный список возможных побочных реакций. В результате, многие пациенты думают, что эти лекарства имеют очень мало побочных эффектов, если вообще имеют. Информация на коробке, бутылке, вкладыше препарата часто не описывает всех его возможных серьезных побочных эффектов при длительном использовании. Поэтому люди с хроническим болевым синдромом при остеоартрите могут принимать препарат долгое время, не осознавая, что это может привести к каким-либо осложнениям.

Правильный прием ПБО.

Несоблюдение схемы лечения приводит к повышению заболеваемости, частоты госпитализации, увеличению расходов на здравоохранение. Поскольку провизор может помочь пациенту принять решение о выборе препарата (с учетом стиля и уровня жизни, привычек, окружения, а также возможного риска), он способен повлиять на тщательность, с которой пациент будет следовать рекомендациям.

Консультирование пациентов.

Советы пациентам по лечению ПБО - важная составляющая аптечного сервиса, предполагающая существенную роль провизора и фармацевта в первичном медицинском обслуживании. Провизор (фармацевт) должен рекомендовать ПБО, отговорить пациента от покупки препарата, если лекарственная терапия не показана, посоветовать нелекарственное лечение или направить пациента к врачу.

Общение.

Участие провизора в консультировании пациентов, безусловно, положительно сказывается на правильности приема лекарств. Для этого необходимо установить доброжелательный контакт между больным и провизором, т.е. провизор должен обладать хорошими навыками общения.

Когда провизор отвечает на вопросы пациента, связанные с лечением, возникают партнерские взаимоотношения, характеризующиеся доверием и взаимным стремлением к достижению максимально эффективного результата. Установление таких отношений является крайне динамическим процессом. Положительный контакт в первый день общения несколькими днями позже может смениться негативным, по независящим от провизора причинам. Провизор должен уметь оценивать невербальные признаки состояния пациента (выражение лица, поза, тон голоса и т.п.).

Основные принципы общения.

Эффективные взаимоотношения пациент - провизор возможны, если последний способен быть источником понятной информации. Провизор должен устранить барьеры в общении с пациентом, связанные с его образовательным, социально-экономическим и культурным уровнем, интересами и привычками. Кроме того, пациент должен быть уверен в строгой конфиденциальности всей обсуждаемой с провизором информации.

Провизору в первую очередь следует определить уровень осведомленности пациента. В ходе общения необходимо использовать доступные для понимания слова и избегать сложных медицинских терминов.

Эффективное общение происходит тогда, когда получатель информации слышит и понимает то, что ему сообщают. Этого можно достичь методом «активного слушания», когда пациент повторяет информацию.

Эффективный опрос.

Пациент должен чувствовать, что вопросы провизора продиктованы истинным желанием оказать помощь. Для достижения сотрудничества провизор объясняет причину, по которой он задает личные вопросы.

Обычно используются два типа вопросов. Открытые вопросы типа: «Не могли бы Вы больше рассказать мне об имеющихся симптомах?» более информативны, чем вопросы предполагающие ответ «да» или «нет». Чтобы убедиться, что пациент усвоил инструкцию по применению препарата, провизор может спросить: «Расскажите мне, пожалуйста, как Вы собираетесь принимать это лекарство?»

Для обобщения полученных сведений используют вопросы, предполагающие конкретный ответ, например, «Как давно у Вас эти боли?», позволяющие собрать специфическую информацию или уточнить полученную ранее в ответ на открытый вопрос. Важно задавать за один раз только один вопрос; два или больше одновременно заданных вопроса нарушают общение.

Эффективное слушание.

Выслушивание является важным компонентом общения. Это означает, что пациент может свободно излагать проблему и быть уверенным в индивидуальном внимании провизора. Последний должен сосредоточиться на пациенте и исключить отвлекающие моменты. Провизор может уточнить детали и быть внимательным к ответам пациента на вопросы. Общение должно быть доброжелательным, можно прибегать к перефразированию слов пациента, повторению сказанного в понятных больному выражениях. Прерывание или демонстрация отсутствия интереса, неодобрения ослабляют доверие пациента и снижают готовность обсуждать проблему, а, следовательно, покупать препарат. Напротив, одобрение пациента, проявление понимания облегчают общение. Провизор должен поддержать правильные решения пациента, демонстрируя дружелюбие и интерес к его мнению.

Невербальное общение.

Навыки невербального общения важны в процессе работы с пациентами. Язык тела - поза, выражение лица - имеет большое значение. Провизору следует обращать внимание на невербальное поведение пациента. Открытая поза - лицом к пациенту с не скрещенными руками - означает открытость, доступность и готовность общаться и слушать. Важно поддерживать приемлемую дистанцию с пациентом; провизор должен находиться достаточно близко для обеспечения конфиденциальности общения и в то же время не создавать неудобства для пациента, а также риска заразиться вирусным заболеванием для себя. Если пациент отступает или придвигается, нужно поддерживать установленную им дистанцию. Важно также поддерживать зрительный контакт и следить за выражением лица пациента во избежание отрицательных эмоций.

Невербальное общение со стороны пациента не менее важно. Если пациент принимает закрытую позу - скрещенные руки, поворот туловища от провизора - последний должен понять причину дискомфорта и постараться устранить ее. Провизор должен также оценить выражение лица пациента - нет ли проявлений тревоги, нервозности, депрессии, агрессии и таких физических симптомов, как боль.

Физические барьеры при общении.

Для полноценного общения физические барьеры должны быть устранены или минимизированы. Высокие стойки и платформы, стеклянные перегородки, распространенные в наших аптеках, нарушают процесс общения. Провизор должен стараться, чтобы его лицо было на одном уровне с глазами пациента. Общение должно быть непрерывным. В идеале в аптеке должно быть предусмотрено специальное место для консультирования пациентов.

Специальная техника общения.

Для общения с некоторыми группами больных могут быть необходимы специальные методики. Глухим и слабослышащим пациентам необходимо давать информацию в письменном виде. Если пациент с нарушением слуха читает по губам, провизор должен находиться достаточно близко напротив пациента и поддерживать зрительный контакт в процессе общения. Кроме того, следует говорить медленно и раздельно, умеренно громким голосом. Имеют значение тишина и хорошее освещение, так как в шуме и сумерках способность к общению у людей с нарушениями слуха значительно снижается. Провизор может также использовать жестикуляцию, показывая, например, на поврежденные части тела или на инструкцию на упаковке.

Консультируя пациента со слабым зрением, провизору следует в первую очередь представиться. Так как слепой пациент не способен к невербальному общению, провизор должен тоном голоса и словами выражать внимание и интерес к проблемам пациента.

Опрос пациента.

Консультирование пациента - основная часть обслуживания, требующая высокой профессиональной ответственности. Пациент может обратиться с жалобой, часто в виде вопроса: «Что Вы порекомендуете при ..?» Либо пациент может задать конкретный вопрос: «Какой из двух препаратов Вы посоветуете?» Провизор/фармацевт должен активно вмешаться, если пациент выбрал средство, которое может быть противопоказано ему или стать источником потенциальных осложнений.

Процесс сбора информации.

До того как сформулировать план лечения или направить пациента к врачу, провизор получает информацию, достаточную для выявления и оценки конкретной ситуации. Наиболее важной частью этой информации является точный перечень всех применяемых пациентом препаратов. Эта информация может быть получена в течение 3 - 5 мин путем типового опроса пациента.

Процесс опроса может начаться со слов: «Какие препараты Вы принимаете в настоящее время, чтобы выбранное нами средство соответствовало текущему лечению».

Имея точный список принимаемых пациентом лекарств, провизор может выяснить наличие у пациента лекарственной аллергии. Для получения необходимой информации быстро и эффективно провизор должен уметь задавать прямые вопросы в строгом порядке. Опытный провизор может собрать необходимую для оценки ситуации информацию за несколько минут.

Клиническая фармация.

Клиническая фармация и консультирование клиническим провизором подразумевает более серьезный охват лекарственной терапии с номенклатурой рецептурного отпуска,

с серьезными расчетами и определением параметров фармакокинетики, клинической интерпретацией периодов полуэлиминации препаратов, и учетом токсикологии препаратов, выявлением ятрогений, взаимодействием препаратов на различных уровнях, выявлением несовместимых прописей и нерационального применения препаратов.

Надежный источник информации.

У меня написана книга с ранними признаками заболеваний по всем нозологиям, и их коррекции и лечению. Это существенная помощь для работников первого стола и клинических провизоров.

Тематика бизнес – тренингов профессиональных умений и одновременно личностного роста (Тренер-психолог – Дмитриева Елена Германовна).

Тренинг -  это зеркало, в котором с помощью других участников вы получаете возможность увидеть себя со стороны. Порой тренинг позволяет первый раз в жизни избавиться от галлюцинаций по поводу себя и других. Часто это вызывает психологический шок. Тренинг бывает достаточно болезненной для личности процедурой. Ваши; самолюбие и самооценка могут быть сильно уязвлены. Собираясь на психологический тренинг, вы должны быть готовы к такому развитию событий. В связи с этим, основные принципы психологического тренинга -  конфиденциальность и доверительность общения.

Бизнес - тренинги дают уникальную возможность:

- повысить профессионализм, как отдельного сотрудника, так и организации в целом;

- привнести в практику бизнеса и организации новейшие технологии в соответствующих областях;

- повысить устойчивость к внешним и внутренним кризисным ситуациям, приобрести навык быстрого и эффективного разрешения повседневных задач и достижения стратегических целей;

- повысить гибкость мышления сотрудников и их мотивацию к достижению целей организации;

- повысить профессионализм управленческого звена организации;

- создать сплоченную профессиональную команду способную обеспечивать бизнесу и организации конкурентоспособность, успех и процветание на рынке;

- создать организационную культуру привлекательную для лояльных и потенциальных потребителей и партнеров;

- подобрать в организацию и обучить соответствующим навыкам новых сотрудников;

- решить другие ежедневные проблемы, препятствующие эволюции бизнеса и его организации.

Индивидуальная работа.

1 модуль Эгоскопия – индивидуальная психодиагностика первостольников в коллективе с помощью природного детектора лжи. Выявление индивидуального символьно - операторного тезауруса. Выдача экспертного квалифицированного заключения.

 Групповой тренинг.

2 модуль –  Лабилизация участников группового тренинга.
Социометрия. Выявление «социометрических позиций». Обнаружение внутригрупповых подсистем. Закрепление доминанты.

Групповой тренинг.

3 модуль - Акмеологический тренинг. Закономерности, их освоение - сначала на эксплицитном, а затем - на имплицитном уровне. Противоположность «субъект -объектной» и «субъект – субъектной» парадигм. 6 типов общения. Совершенствования профессионального мастерства участников группы. Построение пространственной модели профессиональной деятельности. «Конфигурация» пространства профессиональной деятельности. Степень достижения человеком его личностного «акме». Построение группового субъектного «акме - пространства». Составление списка элементов для профессиональных  умений. Закрепление доминанты.

Индивидуальная работа тренера-психолога.

4 модуль - Составление программ повышения уровня профессионального мастерства.

Работа по этому плану (он будет составлен после 2 модулей психологических тренингов) – мини-лекции - статьи на сайте для профессионалов, очные занятия (по - специальности).

Групповой тренинг (работа на 2 - 6 месяцев).

5 модуль - Ролевая игра. «Индивид – среда». «Мотивация и деятельность». Мотивированное «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно). Мотив -теоретическое построение. Закрепление доминанты.

6 модуль – Тренинг повышения работоспособности. Закрепление доминанты.

7 модуль – Тренинг развития сенситивности. Закрепление доминанты.

8 модуль – Тренинг развития эмпатии. Закрепление доминанты.

9 модуль -  Тренинг снятия острого и хронического стресса, инокуляция стресса. Закрепление доминанты.

10 модуль – Тренинг личностных умений, построение новой личности. Закрепление доминанты.